География «Питерского периода».
За почти шесть последних лет, прожитых в самом красивом городе на планете, моя география значительно расширилась. Это и понятно – появилась возможность путешествовать на короткие периоды времени (например – на выходные). Из Норильска, конечно, не наездишься и, кроме отпуска, можно, разве что посетить Дудинку или, скажем, озеро Кета. Причина – дороговизна билетов и отсутствие сообщений, кроме воздушного, с «материком». Огромная Гулаговская зона в этом не изменилась и сейчас.
Кстати сказать, еще и этой возможностью свободы передвижений дорог мне город на Неве. Я, почему-то ни про Киров, ни про Норильск никогда не мог сказать: «Это – мой город». Не чувствовал этого. С Питером же история такая. В августе 2014 (а переехал я в Санкт-Петербург в конце июня того же года) я ехал на машине по Свердловской набережной. На том берегу мощно текущей Невы, слева – парящий в синем небе кружевной Смольный собор; впереди по курсу – золотой костыль Петропавловской крепости… И, подъезжая уже по Арсенальной к Литейному мосту, я физически почувствовал приток адреналина, вызванный рукотворной мощью и красотой всего вокруг, так удачно сплетенной с необоримой силой неласковой, северной реки. К горлу подкатили слезы благодарности всему большому миру: Богу, природе, людям… И, проезжая под аркой начала моста, я услышал четко сформировавшееся в мысль чувство: «Этот город – мой» …
Это раздел будет, конечно, достаточно большим и все равно, у меня нет цели описывать все подряд, где я успел за эти годы побывать – и скучно и не нужно и времени вагон уйдет. Начну я с «Серебряного кольца».
Путешествия по «Серебряному (северному) кольцу».
Вот что интересно с самого начала: если вы вздумаете посетить все города «Серебряного кольца», у вас это вряд ли получится. Все это потому, что в разных источниках количество и состав (где-то и поселки включены) городов разный – от 14 до 27 – это, что я находил. Вообще, идею путешествий по выдающимся памятникам Северо-запада нам подкинул популяризатор и обозреватель путешествий на автомобиле Евгений Голомолзин. В его книге (Откуда она взялась? Тайна, покрытая мраком.) обозначены 17 городов, исключая Питер. Там есть и маршруты и «едальни» и «спальни» и, безусловно, места, достойные внимания. И вот, в 2015 году мы с женой решили посетить все эти города.
Питер, видимо, в книге отсутствует по причине невозможности описать те места, которые бы здесь, в моем теперь городе, стоило бы посетить. Их реально столько много и на такой разный вкус и цвет, что надо составлять отдельные путеводители по интересам. Именно по этой причине и я не стану описывать впечатлившие меня места Северной Столицы – для этого пришлось бы написать книгу.
На сегодняшний момент из списка не были мы пока в Старой Руссе и Вологде (впрочем, в Вологде я бывал неоднократно, но все – проездом). Но, зато побывали на Соловках (их у Голомолзина нет).
Самым, наверное, благолепным и спокойным местом оказались Печоры (https://tur-ray.ru/dostoprimechatelnosti-pechor.html). Там весь монастырь очень компактно расположен за замечательно сохранившейся стеной кремля со сторожевыми башнями на нескольких холмах. Вокруг стены несколько раз в году во время церковных празднеств проходит крестный ход. Территория большая, много храмов – в принципе, вроде бы все, как везде в таких местах… Ан нет. Атмосфера спокойствия, радости и душевного подъема устанавливается сразу за проходом в крепостной башне на территорию монастыря: от тебя убегает, спускаясь под гору, мостовая («Кровавая дорожка»), которая на достаточном удалении упирается в широкую каменную лестницу, ведущую на противоположный холм, на котором стоит весело-желтая, с синими звездными и золочеными куполами, Успенская церковь. Вообще, все монастырские сооружения выкрашены в яркие и часто разные цвета и при солнечном свете (а, может быть и в облачность) эта палитра в совокупе с множеством зеленых насаждений, цветочных клумб и естественных огромных сосен, елей и всяких других берез вызывает умиротворенную улыбку. Несмотря на то, что народу было много, никакой суеты и толкотни не ощущалось. Поразило собрание в одном месте, под сводами сторожевой башни (по-моему, это церковь и выход оттуда как раз и ведет на «Кровавую дорожку»), разных по содержанию, но одинаково больших по размеру икон (в том числе, Божьей матери). И в этом же монастыре, по-моему, в Михайловском соборе, икона архангела Михаила с реально (так реально, как ни на одной другой иконе) огненным, пылающим мечом. Этот меч настолько здорово прописан, что для меня стал главным запоминающимся объектом на иконе.
Несомненное в моем понимании место силы – Старая Ладога. Есть мнение авторитетных ученых, что это – первая столица Руси. Тут остались свидетельства присутствия варягов – курганы https://tonkosti.ru/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B8. Когда мы подъехали к этим курганам (с виду – холм, как холм, ничего примечательного), расположенным по берегу реки Волхов, шел приличной плотности противный дождь поздней осени. С Волхова дополнительным бонусом порывами налетал колючий ветер. И мы сначала не хотели выходить из машины, но соображения, что специально приехать и испугаться дождя было бы, наверное, глупо, перевесили неудобства промокания. Мы вышли из машины, и я полез по очень скользкой тропинке на верхушку кургана, под которым захоронен князь Олег (помните: «Как ныне взбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам…»?). И вот, когда я оказался на его круглой макушке, выпрямился и огляделся по сторонам света, меня буквальным образом накрыла энергетика этого места. Древность, понимание того, что эти курганы помнят людей и события, прошедшие более 1200 лет тому, как… Картинки из совсем другого, сурового северного быта; пожарища сожженных покорителями городов; битвы не на жизнь, а на смерть; языческие религиозные обряды… Все это я мысленно видел, стоя на вершине огромной могилы, в которой до сих пор живет дух могучего викинга… Это походило на оцепенение. В груди сладко ныли гордость и торжество с примесью какой-то мистической жути. Я стоял там минут пятнадцать и стал осторожно спускаться по «мылу» тропинки только после того, как пуховик уж очень сильно намок. Еще минут десять мы молча сидели в машине (жена, несмотря на то, что не поднималась на курган, почувствовала нечто подобное – мы потом обсудили) и только потом я медленно тронулся в сторону дома.
Господин Великий Новгород! Знаете, друзья мои, я не стану вдаваться в подробности путешествия в эту колыбель русской демократии, центр торговли, ремесел, зодчества и независимости земли Русской. Не стану потому, что каждый памятник, собор или музей, находящийся в городе и окрестностях и достоин внимания и много где и кем описан. Я остановлюсь только на некоторых моментах.
Очень советую вам ехать туда не менее, чем на две ночи, потому, есть там чего посмотреть и в самом деле. В первый день мы знакомились с городом (общая экскурсия) и посетили музей изобразительных искусств.
Весь второй день провели в кремле, его храмах и на противоположном берегу Волхова, где также масса достопримечательностей. Если вы остановитесь недалеко от кремля, то все основные удивительные места вы сможете посетить пешим ходом. Вид со средины пешеходного моста и на кремль, и на торговую сторону одновременно не то чтобы впечатляет…
Тут нечто другое, попытаюсь передать вам: не смотря на множество крови, пролитой именно здесь, когда смотришь с этого места на город, он становится сразу же каким-то родным, теплым и ждущим именно тебя. Это случилось и со мной, не смотря на плохую погоду. Икона святой Софии кроваво-красного цвета; медный голубь на вершине креста; отсутствие Ивана Грозного на памятнике 1000-летия Руси; родина князя с прозвищем Мудрый (не Великий и т.д.), данным ему народом – вот не то что неполный, а ничтожный перечень удивительных, зачастую малообъяснимых фактов, связанных с историей этой некогда процветающей северной столицы, объединившей под своим вечевым правлением огромные земли.
Вечером второго дня мы наугад пошли искать место ужина. В итоге я запомнил его на всю жизнь и вот почему. Я сам готовить люблю и считаю, что, если в ресторане приготовлено хуже, чем могу я сам (а ведь там все возможности для этого), не стоит уделять такому месту внимание второй раз. Но, когда вкусно и не понимаешь, как это можно приготовить (технически или состав ингредиентов), это, безусловно, оценка «пять»! А тут… В меню было много чего интересного, мы взяли по фирменному блюду: я – «сердце Руслана», жена – «сердце Людмилы». Оцените названия! Каков подход! Тут каннибализмом веет… На вкус оказалось просто бесподобно. Но, что самое интересное, официантка рассказала рецепт приготовления. Вот эта доброжелательность в совокупе с ценой и качеством и запомнились на всю жизнь. Я не запомнил названия этого места, но немного «погуглив», освежил память: кафе-бар «Державный» – и в названии некая оригинальность, не находите? Вот какого рода должно быть имя с разнородной номенклатурой?
На третий день до отъезда досматривали то, что приметили, но не успели вчера. А до Рюрикова городища так и не добрались. Что ж, хороший повод съесть еще раз «Сердце Руслана». Я, кстати, пробовал повторить дома на кухне, но так волшебно не получилось.
Псков. Древний рубеж наших западных земель. О чем и гласит надпись под стенами кремля, на набережной реки Великой https://zen.yandex.ru/media/extrip/rossiia-nachinaetsia-zdes-puteshestvie-v-pskov-5d0162c5d8779e00af901b26
Если говорить о значимости места, количестве храмов, памятников, музеев, то, наверное, из всего Серебряного кольца этот город по восприятию оказался очень похожим на Великий Новгород. Конечно, все по-другому, но ровно также не хватило трех дней, чтобы не спеша посмотреть все, что хотелось бы.
Поразила протяженность сохранившейся крепостной стены. Она проходит практически по всему старому городу и, пройдя вдоль нее даже несколько километров начинаешь сначала понимать, а потом удивляться тому, сколько же сил, средств и времени было затрачено, чтобы явить миру рукотворное сооружение подобной монументальности! Прямо на стене расположились несколько (а, может и отдельные корпуса одного) ресторанов. Обеденный зал очень похож на террасные рестораны в Праге – узкий проход между двумя столиками, за которыми посетители сидят непременно лицом друг к другу (по-другому – невозможно). Этакое место романтических свиданий… или, наоборот – деловых встреч.
Укрепления крепости, которая находилась в перманентном состоянии войны, были еще более грандиозны (5 колец обороны), чем мы можем видеть сегодня (3 кольца), но вот внутренний крепостной вал с кремлем сохранился весь. И вот что поразительно. В кремле было более двадцати церквей. Какие-то мы наблюдаем во всем великолепии и сейчас – Троицкий собор, где, по сведениям экскурсовода, единственный в православии шестиярусный иконостас – он и действительно, очень высокий и красивый – верх уползает в подкупольную темноту собора и лики на нем еле различимы. А перед собором, буквально налезают друг на друга вот те, малипусенькие, двадцать церквей. Точнее, монументальные фундаменты, оставшиеся от них. Какие противопожарные разрывы? О чем вы? Я стоял и размышлял вот о чем. Ведь и так внутри места совсем немного, гораздо рациональнее было бы построить одно… ну или, там, пять зданий больших, нежели двадцать маленьких… В чем сермяжная правда? Есть догадки, но они какие-то не оформившиеся. По городу также во множестве разбросаны такие же маленькие церквушки. Этакие приземистые, с узкими и низкими амбразурами окон белые сундуки с мощнейшими стенами, завершенные чаще всего одним куполом. Некоторым – по восемьсот лет. Ни огонь кочевников, ни пушки Бонапарта, ни самолеты Гитлера не смогли порушить их твердыню. Так и стоят, заложники Божьей воли, архитектурного гения зодчих и упорства мастеровых… и еще тысячу лет простоят!
Очень трогательно и оригинально смотрится памятник воинам Псковским десантникам – воинам 106 роты (как я понимаю, прообраз 9-ой роты Бондарчука) – белый купол парашюта с черными росписями ребят… Александр Невский на Соколихе – это да! Копыто его коня – в человеческий рост. По-моему, Псков – один из самых «густопамятниковых» городов не только России. На 200 тыс. населения более 20 действительно значимых и интересных каменных, стальных, медных и других изваяний.
И, вообще, если вы соберетесь в «лебединый» Изборск с его волшебными водопадами или в Печоры, о которых я писал выше – мимо Пскова не проедете! Ну, разве что, если полетите на собственном вертолете.