Кижи.
Уж не знаю, погода ли, просто хорошее настроение самого начала отпуска, а вернее всего само место создало непередаваемое ощущение праздника, круто замешанного на позитиве.
На Ки́жи (оказалось, что ударение – на первый слог) можно попасть только водой. Если, конечно, вы не олигарх и собственный вертолет у вас отсутствует. Большинство людей попадают туда из Петрозаводска общественным транспортом – судами на подводных крыльях. Кстати сказать, это – изобретение русских советских инженеров, растиражированное по всему миру – немного таких во вне военных сферах производств. Вот и наша компания путешественников поступила так же, купив билеты туда-обратно на «Метеор». Не знаю, кому как, а мне уже сам по себе поход по воде доставляет массу удовольствия. А в этот раз оказалось, что самое интересное и важное еще на горизонте, за стальным блестящим зеркалом Онежского озера.
С погодой нам повезло чрезвычайно, на Онеге могут быть шторма, как на любой даже не очень большой (допустим, озеро «Мелкое» на Таймыре) воде и судоходство закрывают.
Сразу после пристани начинается сказка. Весь остров напоминает хорошо ухоженное огромное поле для гольфа. Никаких репьев не найдешь – я специально искал – увы! В некоторых местах ходить можно только по специально проложенным деревянным тротуарам. В других – рекомендуют по присыпанным гравийной крошкой дорожкам и дорогам. Экскурсовод вполне внятно (и я на ее стороне) пояснила, что при такой огромной туристической проходимости, если ходить по лужайкам и покосам, от всей этой зелени за сезон одна пыль останется. Из жителей на острове только работники музея-заповедника, они ведут натуральное хозяйство, форма ведения которого соответствует двухсотлетней давности (предмет экскурсий). Поля и коровники тоже являются предметами экскурсий. С кем бы мы не общались из насельников острова – люди очень интересные и увлеченные. У меня сложилось мнение, что, не смотря на мизерные зарплаты, они счастливы. От этих, в основном достаточно молодых мужчин и женщин так и веет спокойствием, приветливостью и надежностью.
Работники музея-мужчины занимаются ремеслами: выстругивают лемеха (подробнее, что это – ниже) на купола собора, восстанавливают и строят заново поморские лодки, следят за сохранностью музейных зданий и т.д. Женщины же помимо экскурсий ведут домашнее хозяйство. Некоторые живут на острове постоянно, но большая часть с весны до осени (пока открыта навигация).
Экскурсии я бы разделил на два типа: обычные познавательные и интерактивные. Про познавательные все ясно, интерактивными могут быть такие: встругивание лемеха; пропитка лодки; ковка подковы; пробование себя в роли звонаря на звоннице.
Главным объектом музея, конечно же являются храмы – церковь Преображения Господня (33 купола!) и церковь Покрова Богородицы. Не буду пересказывать источники, скажу о том, о чем пишут немного. Все купола на острове покрыты своеобразной деревянной черепицей из белой липы. Именно потому, что липа – теплое, блестящее белое дерево, с воды или издали в солнечную погоду кажется, что купола покрыты светлой позолотой. Каждая «черепичка» называется «лемех». Полная сменяемость всех лемехов на всех куполах и крышах острова должна происходить один раз в тридцать лет. Именно поэтому каждое поколение жителей-мужчин острова было обязано полностью заменить кровлю (а где необходимо, и стропильную систему) всех храмов острова. В зависимости от состава семьи, давалась норма по заготовке этих лемехов. Хотя, как говорят экскурсоводы, делалось это для проформы – никто от этой повинности не отказывался.
Вообще до революции на острове жили очень зажиточно, все главные вопросы жизнедеятельности (в том числе назначение старшин, к примеру) решались общим собранием. Бедняков, тунеядцев и т.д. на острове не было!!! О чем свидетельствуют открытые для посещения полностью сохраненные со всей утварью избы. Удивительно, но сразу после революции храмы взяло под охрану вполне богоборческое государство и вплоть до расстрела священников в 1937 году там велись службы.
Идя на «Метеоре» обратно в Петрозаводск, я был под большим впечатлением и удивлялся такой спокойной, размеренной и наводящей благость атмосферой острова. А еще я пытался сформуливать, увязать в одно предложение, о чем же мне сказал этот замечательный музей-заповедник? Чему там память? Получилось примерно вот что: «Кижи – памятник человеческому разуму и трудолюбию». Не смотря на суровые северные условия люди смогли построить, расширить и достойно поддерживать в течение веков этот поистине райский уголок.
Валаам.
Если быть более точным – Валаамский архипелаг.
Друзья мои, не посещайте это место экскурсионными теплоходами, если вы хотите действительно посмотреть, увидеть и почувствовать эти места: их атмосферу; красоту и странность внутренних скитов и водоемов; неспешный, незаметный и упрямо упорядоченный, как сбор нектара пчелой, труд монахов…
Если честно, мы сами достаточно долго думали, ехать самим или взять трехдневный, широко рекламируемый тур Санкт-Петербург – Мандроги – Валаам – Санкт-Петербург по воде. Решающим явилось следующее обстоятельство. Внимательно изучив расписание маршрута, я понял, что тур – фактически однодневный. К примеру, позиционируются даты с 01.07 по 03.07. Все, вроде бы в порядке, за исключением того, что 01.07 теплоход отходит в 23 с чем-то, а 03.07. прибывает в 06 с чем-то опять же. Мы наблюдали приехавшие таким туром группы. Картина следующая. Причаливают сразу несколько теплоходов к главной пристани. Экскурсоводы тут же формируют и разбирают группы человек по 50. Все эти толпы с очень быстрой скоростью бегают по главной усадьбе (две экскурсии по часу каждая), смотрят монастырь, сад, инженерию, кельи и постройки, слушают 10 минут показательно выступающих певчих, в темпе вальса грузятся обратно на теплоходы и идут на пристань около Воскресенского скита. Там, снова галопом смотрят, собственно Воскресенский и Гефсиманский скиты. В скитах храмы меленькие и в такой толкучке некоторые вообще туда не заходят. В перерыве, опять же в темпе ¾, обедают и, после часа свободного времени, отплывают восвояси с Валаама. Все это видел собственными глазами и не совсем представляю, что бы лично у меня осталось в голове от такого головокружительного вояжа.
Мы же купили автобус до Приозерска вместе с теплоходом и вводной экскурсией на нем, а через три дня – то же в обратном порядке. Так же заранее оплатили трое суток гостиницы. К слову, на Валааме есть специально отведенное место, где можно ставить палатку. Именно потому, что у нас было целых три дня мы успели неспешно все осмотреть и сложить самое благоприятное впечатление об этом замечательном месте.
Один монах рассказал загадку-шутку.
– Как узнать зима или лето на Валааме?
– Если фуфайка на монахе расстегнута, значит – лето. Если застегнута – зима.
Нам же с погодой, вопреки загадке, крупно повезло. Были мы там в конце июля и стояло такое лето, что каждый вечер, после экскурсий и осмотра достопримечательностей, а иногда и днем мы купались и на Ладоге и на внутреннем озере.
В первый день мы, после того, как большие группы отплыли от главного причала в составе десяти примерно человек осмотрели главный храм – Спасо-Преображенский собор, три церкви, две часовни, один памятник, сады и огороды (там реально груши с арбузами – монахи уверяют, что с молитвой можно и ананасы растить на севере), хозяйственные постройки, которые имеют статус музея. Питаться можно самостоятельно, можно в монашеской трапезной. Мы пробовали так и этак.
Ранним утром второго дня мы пошли к монашеской заутрене (начинается в 5 часов). Действительно, непросто не выспавшемуся отстоять всю службу – более трех часов получилось. После завтрака пешком обошли близлежащие скиты и часовни, дошли берегом до красивейшего нежно-голубого Никольского скита, который встречает первым всех прибывающих на главную пристань водой. С суши совсем другое, не менее поразительное впечатление. Около него стояла роскошная большая яхта. Оказалось – подарок монахам от одного из спонсоров, восстанавливающих храмы на Валааме. Честно говоря, у меня возникли противоречивые чувства. С одной стороны – подарили и слава богу. С другой – зачем постниким и предполагаемым аскетам-монахам яхта, которая легко может пройти кругосветку? Проповедовать в Новой Зеландии? Чувства эти обострились после того, как я узнал, что на современном этапе большинство тяжелых работ на острове выполняют наемные трудники. Стройка, к примеру, или укрепление набережной. Даже сенокосы. Монахи (может и совру, так как сведения всего из двух источников: экскурсовод и разговорчивый по утру монах-дворник) работают на форелевом хозяйстве, в саду и огороде, на ферме, прибираются, стирают, готовят. В общем на тех работах, которые так или иначе связаны с самообслуживанием.
Но какая же там своя копченая форель! Выращенная в собственном хозяйстве в такой чистой, что даже при виде сводит зубы, воде Ладоги, без «химии» и приготовленная в коптильне на заднем дворе собора с большим умением на дровах. Цена, кстати, тоже не заоблачная. Только вот продается не по весу, а целым хвостом – двоим за раз никак не съесть – мы ее дома доедали.
На второй день решили пешим же порядком дойти до Гефсиманского и Воскресенского скитов. Дорога – грунтовая, но очень ухоженная и без грязи – на острове песок. Тут масса удовольствия в виде наслаждения природой и пряным вкусным воздухом. По пути видели и посетили малый аэродром (на вертолете как раз привалаамился какой-то богатенький буратино), молочную ферму (там продавали молоко и пирожки), внутреннее с черной как смоль и теплой, как недавно питое парное молоко водой, озеро. Я с удовольствием поплавал. Впечатление классное – в темной воде конечности теряются: руки – постепенно от локтя, ноги – от колена. На высоком его берегу часовня и хозяйственные постройки. Постоянно живет там один монах. В большом, срубленном из толстых стволов толи амбаре толи доме практически без окон частенько живут школьники, добровольно приезжающие помогать монастырю. Но при нас никого, кроме настоятеля, не было. Какая же в том месте неспешность, тишина и красота, буквально оглушающие тебя и ниспускающие вселенское спокойствие! Если до часовни и озера мы как-то поторапливались, то после, занятые собой, шли очень спокойно, положась в смысле беспокойства об обратной дороге, на вселенную. И, действительно, от пристани Воскресенского скита, нас забрал и довез до главной усадьбы теплоход. Там даже билетная касса оказалась. По воде идти было тоже интересно – монашка-экскурсовод (а может и не монашка – монастырь то там мужской) все время очень увлеченно и с интересными подробностями рассказывала о чинно проплывающих мимо нас объектах, разбросанных по островам и береговой линии, а также «травила» монашеские байки.
На третий день мы слушали певчих и немного погуляли еще до обеда. А после надо было собираться и отбывать. Уезжать было жаль. Можно еще было сплавать на дальние скиты (отдельные экскурсии), взять напрокат велосипед и проехать по главной монастырской дороге до конца, пособирать ягоды и грибы… А можно было, как многие паломники, вплотную заняться духовным самосовершенствованием, посещая все службы и соблюдая пост, необходимый для причастия и отпущения грехов… Еще можно было наняться трудником. Друзья, поезжайте на Валаам, там хорошо!